29.03.2024

Нотариус и образование: 2 новых принципа

Образ образования

В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате установлены нормативные требования к образованию лиц, претендующих занять должность нотариуса,1 и к нотариусам, осуществляющим практическую нотариальную деятельность.

Нотариус и образование — проблема не новая, поскольку современный нотариус как и любой другой профессионал сегодня постоянно сталкивается с новыми профессиональными вызовами, связанными с необходимостью получения новых знаний. Это касается постоянных изменений в законодательстве, внедрения в нотариальную деятельность новых цифровых технологий, появления сделок с новыми цифровыми активами, оборот которых прямо не урегулирован законом, и многого другого.

В данной статье мы рассмотрим 2 новых принципа современного образования, обладание которыми меняет взгляд на всю методологию обучения и позволит представителям профессии нотариуса идти в ногу со временем, осмысленно и целенаправленно в соответствии с требованиями сегодняшнего дня развивать свои профессиональные знания, умения и навыки.

Оглавление:

  1. Для начала посчитаем количество изменений в Основах законодательства РФ о нотариате
  2. Нотариус и образование: нормативные требования
  3. Характерные черты современных знаний
  4. Вызовы современного мира для нотариуса как практикующего юриста
  5. Принцип 3L — «Образование всю жизнь»
  6. Второй принцип современного образования
  7. Традиционные подходы к профессиональному обучению
  8. О новом подходе к современному профессиональному образованию

Для начала посчитаем количество изменений в Основах законодательства РФ о нотариате

Проведем эксперимент: посчитаем на момент подготовки настоящей статьи количество изменений в Основах законодательства РФ о нотариате – базовом федеральном законе, регламентирующем нотариальную деятельность, за период четыре года.

При этом целью нашего эксперимента будет являться выяснение минимального объема нового нормативного материала, который профессиональный нотариус должен будет освоить за указанный период.

Подсчёты показывают, что всего изменения в Основы законодательства РФ о нотариате за период с 04.11.2016 г. по 04.11.2020 г. вносились Федеральными законами 14 раз, то есть в среднем более 3-х раз в течение одного календарного года.

Важно отметить, что все законодательные изменения в Основы законодательства РФ о нотариате за указанный период уже вступили в силу, то есть нотариус уже должен быть готовым применять эти законодательные новеллы на практике.

Исключение составляют отдельные дополнения, вносимые Законом о цифровом нотариате от 27 декабря 2019 г. №480-ФЗ, которые вступают в силу с 29 декабря 2020 года.2

Следует также заметить, что мы здесь не рассматриваем

(1) изменения, затрагивающие деятельность нотариусов, которые за указанный период внесены в другие федеральные законы

(2) изменения на уровне подзаконных нормативных актов

(3) актуальные правовые позиции по вопросам нотариальной деятельности, выработанные за указанный период судебной практикой.

И кроме того – мы здесь не рассматриваем приобретение нотариусом необходимых в современной жизни профессиональных знаний и навыков, традиционно не связываемых непосредственно с юридическим характером нотариальной деятельности. Речь здесь может идти, например, об освоении нотариусами новых цифровых технологий или приобретении мягких навыков soft skills.

Нотариус и образование: нормативные требования

В статье 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года №4462-I закреплены нормативные требования к образованию действующего нотариуса: нотариус обязан не реже одного раза в четыре года в установленном порядке повышать свою профессиональную квалификацию. При этом устанавливается обязательная форма обучения — повышение квалификации по образовательной программе, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.

Следует подчеркнуть, что в ст.16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нормативно закрепляются лишь минимальные требования к образованию нотариуса, и не устанавливается ограничений для получения нотариусом профессиональных знаний в других формах, допускаемых законодательством об образовании.

Необходимо также отметить, что в действующей с 10 августа 2017 года редакции статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отменена устаревшая норма о том, что гражданский служащий проходит повышение квалификации по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Таким образом, законодательством о государственной гражданской службе в отношении образования гражданских служащих отменен минимальный нормативный срок в три года для повышения квалификации и сделан выбор в пользу постоянного совершенствования профессиональных знаний.

Об этом свидетельствует пункт 2 статьи 62 указанного Федерального закона, в котором установлено, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы, что более отвечает современным требованиям к профессиональному образованию.

Как мы видим, норма ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате о необходимости повышения нотариусом профессиональной квалификации не реже одного раза в четыре года не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня.

На практике многие нотариусы проходят дополнительное обучение гораздо чаще, чем один раз в четыре года, поскольку как мы видим из проведенного эксперимента законодательство меняется стремительно и необходимо прилагать своевременные усилия для того, чтобы успевать овладевать новыми правовыми знаниями.

Необходимо также отметить, что в пункте 3.1.6. Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (с учетом изменений от 12 августа 2019 г.) установлены следующие обязанности нотариуса по поддержанию надлежащего уровня образования:

(1) повышать свою квалификацию,

(2) следить за изменениями законодательства, судебной практикой

(3) поддерживать необходимый уровень знаний и практических навыков в сфере своей профессиональной деятельности

Как мы видим из указанной нормы Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации допускает различные формы получения нотариусами профессиональных знаний, при этом Кодекс профессиональной этики нотариусов каких-либо минимальных нормативных сроков для повышения квалификации нотариусов не устанавливает.

Характерные черты современных знаний

Современные знания можно охарактеризовать следующим образом:

(1) Знания в наши дни быстро утрачивают свою актуальность и обесцениваются. Это связано с тем, что прогресс человечества и новые технологии стремительно изменяют привычный нам мир. Когда появляется новая технология, которая позволяет быстрее, дешевле и проще получить требуемый результат, знания о менее эффективной технологии утрачивают свою ценность и становятся ненужными.

Примером того, что знания быстро устаревают является поднятый недавно вопрос об ограничении срока действия дипломов о высшем образовании (о дискуссии по этой теме можно ознакомиться здесь: https://1tulatv.ru/novosti/147761-v-rossii-predlozhili-ogranichit-srok-deystviya-diplomov-o-vysshem-obrazovanii.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop ).

(2) Знаний с каждым днём становится всё больше и больше. По приводимым оценкам (https://rg.ru/2013/05/14/infa-site.html) количество данных в мире удваивается каждые два года, и есть тенденция к увеличению скорости накопления данных. Применительно к юридической профессии можно констатировать лавинообразное увеличение количества новых правовых норм и нормативных правовых актов разного уровня, что связано в том числе с отражением в праве новых форм гражданского оборота в цифровую эпоху.

(3) Изменяются не только сами знания, но изменяется структура знаний. Накопление знаний ведет к их обобщению, в результате чего знания преобразовываются в концепции и доктрины, что влечет к изменению восприятия картины мира и формированию новых стратегий поведения.

(4) Знания из статичного понятия превращаются в динамическое понятие, изменяющееся со временем. Причем, если раньше система знаний изменялась скачками, например, от одного научного открытия до другого научного открытия, то сегодня вследствие постоянного притока новой информации и новых знаний система современного знания меняется в сторону совершенствования практически постоянно.

Особенности современных знаний обусловливают новые подходы к дополнительному образованию.

Вызовы современного мира для нотариуса как практикующего юриста

Очевидно, что нотариус как практикующий юрист сегодня сталкивается с необходимостью постоянного пополнения и обновления своих профессиональных знаний. Как лучше разрешить эту важную задачу?

Представляется, что выигрышная стратегия в своевременном получении новых знаний должна основываться на новой методологии современного образования.

Если раньше модель образования была ступенчатая (начальная школа – средняя школа – университет – повышение квалификации — новое повышение квалификации), то сегодня эффективное обучение должно носить непрерывный характер, когда отсутствуют паузы в обучении. Ибо любая задержка (пробел) в получении новых знаний влечёт риск отставания и проигрыша в конкуренции, утрату возможностей для карьерного роста и, в конечном счёте — упущенную выгоду.

Рассмотрим новую методологию профессионального образования, которую можно представить в виде двух принципов, рассмотренных ниже.

Принцип 3L3 — «Образование всю жизнь»

Принцип 3L – Образование всю жизнь предусматривает прежде всего непрерывность получения новых знаний.

Обучающийся получает новые знания постоянно и имеет возможность корректировать свою профессиональную деятельность в лучшую сторону. Например, предложить новые услуги или улучшить сервис для клиентов применительно к имеющимся услугам.

Принцип 3L – Образование всю жизнь также предполагает увеличение человеческого капитала, то есть увеличение ценности обучающегося как специалиста на рынке труда, как эксперта в какой-либо области профессиональной деятельности благодаря полученным знаниям.

В дальнейшем, когда человеческий капитал приобретает высокую стоимость, практикующий юрист может конвертировать свои профессиональные знания, умения и навыки в более высокую цену своих услуг. Другим сценарием конвертации человеческого капитала, например, может являться карьерный рост обучающегося. Иными словами постоянное обучение может рассматриваться как важная предпосылка к улучшению качества жизни.

Второй принцип современного образования

Старшему поколению людей, студенческие годы которых пришлись на советский период нашей истории, хорошо известен лозунг-принцип: «Учиться, учиться и ещё раз учиться…».

Казалось бы хороший верный принцип и добавить в него нечего. Однако современный взгляд на проблему обучения трансформировал этот принцип более глубоким образом: «Уметь учиться, переучиваться и разучиваться».

В новой трактовке этот принцип подчеркивает актуальные в наше время способности обучающегося не только приобретать новые знания, но и перестраивать имеющуюся собственную систему профессиональных знаний из-за постоянного притока новой информации.

В частности, из-за колосального прироста свежей информации важное значение приобретают способности обучающегося

(1) расставаться с устаревшими и неактуальными знаниями и навыками, по сути отказываться от них, забывать их (как бы тяжело это не было – расставаться с таким трудом полученными когда-то специальными знаниями, которые сегодня обесценены)

(2) по-новому взглянуть на традиционные вещи, расширив свой горизонт восприятия конкретной ситуации либо переместив по-новому главные и второстепенные акценты

Традиционные подходы к профессиональному обучению

Традиционные подходы к профессиональному образованию известны:

(1) Самообразование.

Самообразование — это один из наиболее эффективных способов поддержания своего профессионального образовательного уровня. Лучше самого человека никто не знает, какие новые знания ему необходимы для профессиональной деятельности, поэтому этот вид образования отличается целевым характером, а полученные знания обладают адресностью и конкретностью.

К недостаткам этого вида образования можно отнести большие трудозатраты, которые не каждый практикующий юрист может себе позволить в полной мере, поскольку обучающийся самостоятельно проходит весь путь формирования новых знаний вместо того, чтобы воспользоваться уже готовыми знаниями, подготовленными другими специалистами.

(2) Обучение на образовательных курсах и семинарах

Обучение на образовательных курсах и семинарах позволяет получить новые знания уже в упакованном систематизированном виде, когда преподаватель всю подготовительную работу проделал за вас.

К недостаткам этого вида дополнительного образования относится фрагментарность, так как новые знания предоставляются только в пределах заявленной темы семинара или курса, и другие важные профессиональные области остаются за пределами внимания обучающегося.

Кроме того, обучение на образовательных курсах или семинарах носит дискретный характер, так как после окончания очередного этапа обучения образование приостанавливается до поступления на следующий семинар или образовательный курс. Другими словами образование на курсах и семинарах не носит постоянного характера.

О новом подходе к современному профессиональному образованию

Новый подход к профессиональному образованию (А) основывается на современных принципах обучения и (Б) заключается в присоединении к профессиональному образовательному сообществу.

Профессиональное образовательное сообщество образует единое образовательное пространство, в котором представители одной профессии, объединенные общими целями профессионального обучения, имеют возможность на основе современных образовательных технологий эффективно получать современные профессиональные знания.

Достоинством единого образовательного пространства является устранение недостатков предыдущих подходов к профессиональному образованию:

  • образовательное пространство является постоянно действующим, и обучающийся может обратиться к нему в любое удобное для него время за профессиональной поддержкой
  • образовательное пространство постоянно пополняется и обновляется новыми образовательными материалами, что позволяет поддерживать его наполнение в актуальном состоянии
  • участники образовательного пространства получают готовые профессиональные знания, не затрачивая времени и усилий для их создания
  • образовательное пространство стремиться к охвату всего объема профессиональных знаний, находящихся в зоне внимания обучающегося
  • в образовательном пространстве имеется возможность обмениваться информацией между его участниками и тем самым получать ценные профессиональные замечания и рекомендации от своих более продвинутых в данном вопросе коллег

Необходимо отметить, что профессиональное образовательное сообщество может функционировать как в очном режиме, так и в актуальном сегодня дистанционном режиме, когда нотариус может без отрыва от своей постоянной деятельности дистанционно обратиться за профессиональной поддержкой и получить её.

Важно отметить, что новая методология по созданию профессионального образовательного сообщества целиком отвечает нормативным требованиям к образованию.

Так, согласно ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в систему образования входят общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, к которым относятся и профессиональные образовательные сообщества.

Новая методология по созданию профессионального образовательного сообщества также отвечает целям и нормативным требованиям к образованию нотариусов, установленным ст.16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года №4462-I и п.3.1.6. Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

  1. В статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года №4462-I установлены следующие нормативные требования к уровню образования для лиц, претендующих занять должность нотариуса:

    (1) наличие высшего юридического образования в имеющей госаккредитацию образовательной организации высшего образования

    (2) наличие стажа практической деятельности по юридической специальности не менее чем пять лет

    (3) сдача специального квалификационного экзамена

  2. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. 3L — Life Long Learning (Образование всю жизнь)