Проникновение новых цифровых технологий в нотариальную деятельность призвано разгрузить нотариуса и его помощников от рутинной работы и, с другой стороны, призвано облегчить и ускорить получение гражданином результата нотариального действия, в том числе при дистанционном обращении к нотариусу.
В статье расматриваются особенности новой технологии биометрической идентификации гражданина, которая станетдоступной нотариусам после вступления в силу Закона о цифровом нотариате в полном объеме с 29 декабря 2020 года.
Смирнов Михаил Викторович, доцент Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, к.ю.н.
С принятием Закона о цифровом нотариате1, полностью вступающего в силу с 29 декабря 2020 года, участие нотариуса в правовом обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц наряду с традиционным гражданским оборотом распространяется также на гражданский оборот в цифровом мире.
Президент Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик в связи с этим отмечал, что «нотариат… выполняет свою миссию в новых условиях цифровой экономики, полностью принимая технологический вызов, обусловленный развитием современного общества»2.
Известно, что установление личности (идентификация) гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, является одним из важнейших начальных этапов осуществления любого нотариального действия3. Идентификация гражданина имеет также правовое значение для реализации принципа «знай своего клиента» для целей реализации нотариусом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма4.
Согласно ст.42 Основ5 при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица (далее – установление личности гражданина).
Как справедливо указывает А.В. Бегичев «установление личности гражданина … имеет важное значение, так как влияет на законность самого совершаемого нотариального действия»6.
Требование об установлении личности гражданина в равной степени обязательно:
— как при совершении нотариальных действий в традиционном обычном мире, когда нотариус имеет непосредственный контакт с обратившимся гражданином в своей нотариальной конторе или при совершении нотариального действия на выезде;
— так и для совершения нотариальных действий дистанционно в цифровом мире, когда нотариус и обратившийся за совершением нотариального действия гражданин общаются дистанционно (удаленно).
В обычном мире основным способом установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица является проверка нотариусом личности на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
Другие документы, на основании которых возможно установление личности, указаны в пункте 10 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий7. К числу таких документов, на основании которых возможно установление личности, в частности, относятся:
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);
- удостоверение личности или военный билет военнослужащего;
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- дипломатический или служебный паспорт;
- удостоверение личности моряка;
- удостоверение беженца;
- свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
- паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и другие.
К дополнительному способу установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, в обычном мире относится запрос нотариусом подтверждения в федеральных органах государственной власти, выдавших документы, удостоверяющие личность, о действительности предъявленных гражданином документов в подтверждение своей личности.
Основанием для применения указанного дополнительного способа установления личности гражданина является возникновение у нотариуса обоснованных сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
Согласно части 6 статьи 42 Основ1 федеральные органы государственной власти, выдающие документы, удостоверяющие личность гражданина, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.
Форма запроса и порядок его направления определены в приказе Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. №158 «Об утверждении Порядка направления и формы запроса нотариуса в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица».
Согласно указаному приказу на время направления запроса нотариус откладывает совершение нотариального действия, а сам запрос направляется нотариусом с использованием средств единой информационной системы (ЕИС) нотариата через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Необходимо отметить, что в случае невозможности направления запроса в форме электронного документа через СМЭВ запрос может быть направлен в виде документа на бумажном носителе.
Установление личности гражданина путем направления нотариусом запроса в федеральные органы государственной власти для получения подтверждения действительности предъявленных документов предусмаривает следующие типовые этапы:
- формирование нотариусом запроса по установленной форме,
- направление нотариусом запроса через ЕИС нотариата и СМЭВ в уполномоченный федеральный орган государственной власти,
- распределение запроса в федеральном органе государственной власти на исполнение конкретному работнику,
- рассмотрение работником запроса и подготовка ответа,
- направление работником от имени федерального органа государственной власти ответа нотариусу.
Нормативный срок исполнения запроса, как уже отмечалось, может занимать до 10 дней. Необходимо признать, что с точки зрения требований современного гражданского оборота, ориентированного на получение немедленного отклика на любой запрос 24 часа в сутки 7 дней в неделю, это очень длительный срок.
Законом о цифровом нотариате с 29 декабря 2020 года вводится новый дополнительный способ установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, путем использования механизма биометрической идентификации.
Важно подчеркнуть, что механизм биометрическлй идентификации личности человека может использоваться в следующих двух направлениях:
- для удаленной (дистанционной) идентификации (основное направление). Например, биометрическая идентификация сегодня активно используется банками для идентификации личности гражданина для целей удаленного банковского обслуживания.
- для идентификации при личном обращении (вспомогательное направление). Например, для использования нотариусами в соответствии с Законом о цифровом нотариате.
Основания для использования биометрической идентификации гражданина нотариусом установлены в статье 42 Основ (в редакции Закона о цифровом нотариате, вступающей в действие с 29 декабря 2020 года), таких оснований установлено два:
- при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или
- при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность.
Таким образом, несмотря на имеющиеся возможности для более широкого дистанционного установления личности на сегодняшний день закон разрешает использовать биометрическую идентификацию нотариусу только как дополнительный способ установления личности гражданина при совершении нотариальных действий в традиционном личном формате, то есть в нотариальной конторе или на выезде нотариуса.
Биометрическая идентификация как способ установления личности гражданина при удаленном (дистанционном) обращении к нотариусу пока не используется. Возможно, нам здесь нужно ожидать дальнейших решений законодателя.
Вместе с тем, следует отметить, что способ биометрической идентификации гражданина представляется более современным и производительным по сравнению с направлением нотариусом запроса в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина.
Положительный эффект от биометрической идентификации гражданина основывается на автоматизации его применения, что делает этот способ установления личности гражданина более доступным и быстрым.
В основе более эффективного механизма биометрической идентификации лежат следующие типовые этапы:
- получение нотариусом (сканирование) уникальных биометрических персональных данных конкретного гражданина,
- направление нотариусом полученных биометрических данных в единую биометрическую систему8,
- автоматическая проверка единой биометрической системой направленных нотариусом биометрических данных для сверки с эталонными биометрическими данными гражданина, хранящимися в системе,
- направление от имени оператора единой биометрической системы в автоматическом режиме нотариусу информации о степени соответствия предоставленных биометрических персональных данных гражданина его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе.
Необходимо отметить, что затраты времени для использования механизма биометрической идентификации гражданина немногим превышают затраты времени для отправки и получения любого современного электронного сообщения (SMS-сообщение, сообщение по электронной почте, сообщение в мессенджере, размещение информации в социальной сети и т.п.).
Биометрическая идентификация основывается на анализе уникальных биометрических персональных данных гражданина, то есть данных, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором единой биометрической системы для установления личности субъекта персональных данных9.
Классическим примером биометрических персональных данных являются дактилоскопические данные об отпечатках пальцев, ладоней рук и ступней ног человека, которые используются для целей идентификации человека10 уже более века.
Для использования в единой биометрической системе Правительством РФ определён11 следующий состав параметров биометрических персональных данных гражданина:
- данные изображения лица человека, полученные с помощью фото-видео устройств;
- данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств.
Идентификация человека по двум разнородным биометрическим параметрам (изображение лица и голос) отличается высокой степенью надежности, поскольку методика идентификации для каждого параметра индивидуальна, что многократно снижает риски подделки.
Необходимо отметить, что согласно статье 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» первоначальное получение биометрических персональных данных для размещения в единой биометрической системе в качестве эталонных данных, с которыми будут сравниваться биометрические данные, полученные на этапе проверки, осуществляется при личном присутствии гражданина Российской Федерации, только с его письменного согласия и на безвозмездной основе.
Полученные биометрические персональные данные гражданина размещаются в электронной форме в единой биометрической системе, обладающей повышенными степенями защиты.
Кроме того, оператором единой биометрической системы12 предпринимаются дополнительные меры по обеспечению надежности сохранности биометрических персональных данных, к числу важнейших из которых можно отнести:
- распознавание живого человека от подделки (например, муляжа или изображения),
- проведение идентификации одновременно по нескольким показателям и методикам и др.
Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации определяются в приказе от 25 июня 2018 г. №321 уполномоченного государственного органа — Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
На сегодняшний день активными участниками системы биометрической идентификации являются банки, которые приняли на себя основную нагрузку по сбору первичных биометрических персональных данных для их размещения в качестве эталонных параметров в единой биометрической системе.
Использование нотариусом для цели установления личности биометрической идентификации имеет ещё одно ограничение. Этот способ установления личности пригоден только для идентификации граждан Российской Федерации. Личности иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов, не участвующих в национальной системе биометрической идентификации, не могут быть установлены этим способом.
Следует также отметить, что использование нотариусами единой биометрической системы для целей установления личности будет осуществляться на платной основе. Размер и порядок взимания платы за предоставление нотариусам сведений об идентификации гражданина будут определены13 Минкомсвязи России по согласованию с оператором единой биометрической системы и иными государственными органами и организациями в случаях, установленных федеральными законами.
Непосредственное установление личности гражданина с использованием системы биометрической идентификации, как видится, будет осуществляться нотариусом с использованием стандартных звукозаписывающих и фотофиксирующих (видеозаписывающих) устройств, имеющихся в обычных современных компьютерах или смартфонах, но с обязательным использованием шифровальных (криптографических) средств, позволяющих обеспечить безопасность передаваемых данных от угроз безопасности, актуальных при обработке биометрических персональных данных, и имеющих официальное подтверждение соответствия требованиям, предъявляемым для обработки биометрических персональных данных.
Учитывая важность использования нотариусом процедуры установления личности гражданина посредством биометрической идентификации, законодатель установил необходимость разработки специального подзаконного акта, который бы определил порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой биометрической системы. Данный подзаконный акт должен быть разработан Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой и по согласованию с Минкомсвязи России.
Хотелось бы также отметить, что использование механизма биометрической идентификации по общему правилу допускается лишь с согласия самого гражданина, но для случая использования биометрической идентификации нотариусом сделано исключение14. Для установления нотариусом личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством биометрической идетификации согласие гражданина, его представителя или представителя юридического лица на обработку его биометрических персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.
В заключении хотелось бы отметить, что для целей совершения нотариусом новых удаленных нотариальных действий, Законом о цифровом нотариате предусмотрен способ установления личности гражданина посредством проверки нотариусом квалифицированной электронной подписи гражданина15, которую он использовал при подписании заявления и других документов, направляемых в дистанционном режиме нотариусу.
Использование гражданином квалифицированной электронной подписи при подписании электронного документа означает юридическое признание равнозначности этого электронного документа документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью этого гражданина.
Согласно статье 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
К сказанному следует также добавить, что видится перспективным законодательное расширение спектра использования механизма биометрической идентификации для целей дистанционного установления личности нотариусом при совершении новых цифровых нотариальных действий, предусмотренных Законом о цифровом нотариате.
Библиографический список
- Бегичев А.В. Нотариат: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2018. 288 с.
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». М.: МУМЦФМ, Ярославль: Литера, 2016. 452 с.
- Корсик К.А. Нотариальный вестник, №12, 2019.
- Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. М.: Издательский Дом «Городец», 2019. 560 с.
Статья опубликована в Нотариальном ВЪСТНИКЪ №07, 2020 г.
- Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Нотариальный вестник, №12, 2019, с.2
- Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. М.: Издательский Дом «Городец», 2019, с.219
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». М.: МУМЦФМ, Ярославль: Литера, 2016, с.177
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I
- Бегичев А.В. Нотариат: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2018, с.155
- Приказ Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г. N 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования»
- Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (статья 14.1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)
- Статья 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»
- см., например, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2018 г. №772 «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Оператором единой биометрической системы является ПАО «Ростелеком» (распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2018 г. №293-Р)
- статья 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- статья 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»
- Квалифицированная электронная подпись должна иметь сертификат, выданный специализированным удостоверяющим центром, аккредитованном Минкомсвязи РФ