Сразу необходимо оговориться, что нотариальная форма договоров осталась неизменной, так что новый вид гражданско-правового договора — наследственный договор, для которого установлена обязательная нотариальная форма, новые изменения не затронули.
Изменения, вступающие в силу с 1 октября 2019 г., коснулись только простой письменной формы договоров, регламентированной в статьях 160 и 434 Гражданского кодекса РФ.
Изменения в Гражданский кодекс РФ внесены давно ожидаемым цифровым сообществом Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», многие положения которого направлены на создание правового фундамента новых цифровых отношений.
Известно, что простая письменная форма гражданско-правового договора традиционно был представлена:
- в виде одного документа на бумажном носителе, подписанного сторонами,
- в виде обмена писем, телеграмм, электронных и других документов, исходящих от сторон договора при условии, что гарантируется определение лица, выразившего волю.
В дополнение к указанным традиционным видам в соответствии с новеллами статей 160 и 434 Гражданского кодекса РФ простая письменная форма с 1 октября 2019 г. может проявляться:
- в виде одного электронного документа, подписанного сторонами,
- в виде обмена не только электронными документами, но и иными данными с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки.
При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю. Естественно, в этом случае для заключения договора должен быть использован именно определенный законом, иными нормативными актами или соглашением сторон специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Необходимо также отметить, что из пункта 2 статьи 160 Гражданского кодекса РФ исключена норма о том, что применение электронной подписи при совершении сделок допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, исходя из чего сфера использования электронной подписи для совершения сделок будет расширяться, поскольку можно признать, что использование электронной подписи при заключении договоров сегодня рассматривается в качестве стандартной повседневной практики.